Статья на «Осетия-ру» «Беслан, город боли»:
«Есть также история 71-летней Лидии Цалиевой, бывшей директрисы захваченной школы. В дни трагедии, у нее не хватило смелости стать героем. Она пыталась содействовать террористам, не раздражать их. Кричала на заложников, которые плакали, повиновалась приказам террористической группы. Ее грех в том, что она спаслась. Она была выбрана козлом отпущения, ее обвинили в соучастии. Беслан ее ненавидит. Выписанная из больницы в апреле, она сидит, изолированная в своей двухкомнатной квартире. Город, после угроз убить, теперь игнорирует ее. Ее не обслуживают на рынке, автобусы ей не останавливают, ей не отвечают, не пускают на кладбище».
Раньше, если кто и писал про Цолиеву, то вопрос о ее «сотрудничестве с боевиками» как-то деликатно обходили молчанием. Невооруженным глазом видно, что местная общественность, мягко говоря, неправа. Но вот, первая попытка сделана. Робкая, правда, но слов «не хватило смелости стать героем», по-моему, вполне достаточно для того, чтобы посадить аффтара на пол в том самом спортзале и смоделировать условия задачи: вот тот дядя с автоматом вас, дети, сейчас застрелит, если вы не замолчите. Любопытно было бы посмотреть на предложенный аффтаром способ ее решения.
Я вот лично сам, когда думаю, хватило бы у меня «смелости стать героем», если что, как-то с ответом затрудняюсь. Изо всех своих поступков, которые можно отнести к «геройским», является спасение от изнасилования одной в дупель пьяной знакомой, которую уже уводили в кусты двое товарищей, каждый примерно на полголовы выше меня. Но там мне повезло: перцовый баллончик, особенно если его применять, хотя бы немного думая о том, как и куда — вещь вообще очень полезная. Вдобавок, были парни пьяные (а изо всех газов, если я правильно помню, на бухих действует как раз только перец) и ветер был в их сторону. В общем, до меня никто даже дотронуться не смог. Что характерно, происходило все во дворе пятиэтажки под мои крики «спасите-помогите». А на следующий день узнавал в дежурной части — никто ни фига не позвонил даже…
Между тем, в защиту бесланской общественности сегодня отожгла Латынина: «на Кавказе не бывает толпы», оказывается. Там у них Коллективные Ценности и все такое:
«Как показал опыт, родовое кавказское общество ведет себя в стрессовых ситуациях на порядок достойнее, чем атомизированное, лишенное и законов, и обычаев общество российское.
…
Пиар-акции вроде процесса Кулаева или приглашения «Матерей Беслана» к Путину планируют для толпы. А психологию толпы в Кремле изучают по Ле Бону. А по Ле Бону, толпа — это такая штука, которая глупее и примитивнее отдельных индивидов, из которых она состоит. При этом в Кремле считают, что разница между Россией и Кавказом состоит в том, что кавказская толпа глупее российской.
…
Если в атомизированном российском обществе толпа, как и следует из Ле Бона, глупее каждого отдельного человека, то в родовом кавказском обществе толпа умнее, настойчивее и целеустремленнее составляющих ее людей.»
Как-то сильно сомневаюсь, что Латыниной так досконально известно, что же именно думают в Кремле, и по каким источникам изучают повадки толпы. Лично я готов приравнять по глупости российскую толпу к кавказской вообще, и бесланской в частности, тем более что поводов к этому была масса (в частности, примеры есть в моих постах под тегом «Беслан»), начиная с наводящих вопросов Кулаеву в процессе и заканчивая той же травлей Цолиевой).
Как-то опыт, хотя и небольшой, расследования уголовных дел, меня давно привел к пониманию того, что любые «моральные» вопросы нужно при разборе вопросов правовых давить беспощадно. Никаких поблажек «хорошим» и пиздюлин «плохим» быть не должно в принципе. Кстати, при избиениях подозреваемых ментами применяется ровно та же самая логика: «плохому» можно его права чуток и ограничить, ведь он же преступление совершил. Может быть.
Ну, а вывернув такой образ действий наизнанку, получим ситуацию с бесланским процессом: сначала подсказываем подсудимому в зале суда, что ему говорить, потом учим судью судить, потом этот самый зал суда «захватываем» (интересно, им раскладушки хоть дали там?), потом «поедем к Путину и плюнем ему в лицо», ну а потом — еще чего-нибудь придумаем.
У меня, кстати, к поклонникам народной мудрости есть что-то вроде личных счетов. В марте прошлого года у меня умер отец. От рака простаты. А до этого он что-то около года лечился народными средствами от простатита. В больницу, разумеется, не обращаясь. После него куча книг осталась вот с этой самой вот «народной мудростью» — от Малахова до чего-то там про пост и молитву. И я прекрасно понимаю, что умер он, в конечном итоге, от своей собственной глупости. И что жалость — вовсе не повод для того, чтобы эти глупости просто так терпеть.
А в общем-то, с точки зрения чистого, ничем не замутненного пиара, такая когорта неприкасаемых, как «матери», и вообще тема бесланского теракта — прямо-таки золотое дно. Особенно если толпу объявить Народом, и приписать ему некую коллективную мудрость. Получается безгрешная субстанция, которая имеет право бросать первый и все последующие камни куда ей вздумается. Уже сейчас, кстати, отчетливо виден естественно сложившийся симбиоз СМИ с выступающими на суде потерпевшими, каждый из которых нет-нет, да и вспомнит что-то, отличающееся от «официальной версии следствия». А это — между прочим, хороший заголовок. После которого очень кстати будет развитие темы о маленьких людях, которые и не толпа вовсе, а Народ, и которые борются за Свои Права. Соответственно, когда Народ все это читает, то лишний раз убеждается в необходимости дальнейшей борьбы. Круг замыкается и все начинается сначала.
В довесок: четыре статьи (1, 2, 3, 4) о кавказских «коллективных ценностях».