«Игорь Сажин: против Юрия Екишева сработала система политического заказа»
«Инициировавший уголовное преследование г-на Екишева председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин полагает, что приговор будет отменен, – ввиду слабости выстроенной «юридической конструкции». На вопросы корреспондента «ЗЖ» г-н Сажин ответил в минувшую пятницу, 1 декабря.
– Как вы прокомментируете приговор суда?
– У меня есть два комментария. Первое, что хочу сказать: на сегодняшний день в России идет становление практики по подобным делам. То есть можно рассматривать это решение (судебное – «ЗЖ») как один из моментов в создании такой практики. Второй комментарий заключается в следующем: при становлении такой практики возможны очень серьезные юридические ошибки. И в данном случае либо у нас станет практика, которая укрепит государство – я имею в виду демократическое государство, – или все придет к практике, которая в конечном итоге под радикализм загонит огромную массу нерадикальных идеологий, или вообще начнется борьба с любой оппозиционной деятельностью. Да, хорошо, что вынесли подобное решение, но с другой стороны вопрос – насколько качественно все было сделано, какую юридическую перспективу имеет это направление. Мы впервые пошли по пути Европы, которая карает не за действия, как это делается в США, а карает за мысли. Возьмем рисование свастик. Если вы рисуете свастику, перечеркнутую красной линией, за это, например, в Германии вынесли обвинительный приговор – свастика ни в каком виде не может рисоваться. А ведь это практически выражение мнения. Мы тоже прошли через борьбу с фашизмом и идем по европейской модели – карание за мысль, за идею. Вопрос заключается в следующем: насколько аккуратно мы все это сможем разделить, определиться, за какую идею стоит карать, а за какую не стоит, как разделять фашизм, патриотизм или национализм. Это ж сложнейшая вещь! Здесь нужно точное юридическое действие. И вот здесь, боюсь, мы нарвемся на глубокий юридический кретинизм, который заложен в нашей системе.
…
Я беседовал с сотрудницей прокуратуры в Санкт-Петербурге, которая возглавляет отдел и занимается как раз именно формированием этой концепции. И у нее был один тезис, который меня шокировал – выстраиваемая ею сложная юридическая система почти не востребована прокуратурой. Для их (прокурорских работников – «ЗЖ») понимания – это высшая математика. Им нужна простенькая система. В результате процесс, который должен быть строго юридическим, превращается просто в исполнение политического заказа. Меня, подавшего заявление по поводу деятельности Екишева, долго не приглашали в суд. Потом я выяснил, почему. Оказывается, они (в прокуратуре РК – «ЗЖ») от меня ждали политических заявлений в этом процессе. Или когда к гособвинителю (старшему помощнику прокурора РК по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности Владимиру Горбунову — «ЗЖ») в кабинет заходит судья, который ведет суд по Екишеву, – ну, это вообще замечательно! Судебная власть с исполнительной выполняют политический заказ вместо того, чтобы строить серьезный юридический конструкт, который не уничтожил бы свободу слова, выражения мнений, свободу ассоциаций. Они выстраивают дебильную старую советскую систему – бей тех, кто не согласен с «политикой партии». Это настолько грубо, топорно все выстраивается, что… Если мы попремся по системе политического заказа, а суд и следствие холопски следуют ей, то мы аккуратненько прибредем опять к господину Сталину, к страшной репрессивной системе. Ни Ягода, ни Берия не знали, что эта система сработает против них, а это – система, пожирающая собственных детей. Нынешние судьи, нынешние прокуроры думают, что они наказывают Екишева. Нет – они выстраивают систему, которая будет карать их самих.»