Намедни через Думу прополз законопроект по внесению очередных изменений в статью 210 УК, которая про преступное сообщество. Посмотрел я на него и подумал: и сколько ж еще можно теребонькать эту многострадальную статью?.. Похоже, еще долго…
А началось все это теребоньканье после того, как правотворцы наши решили поблагоприятствовать предпринимательскому климату и внести в закон изменения, которые исключили бы посадку под арест предпринимателей за преступления в сфере предпринимательской деятельности. И внесли. Наши правотворцы — молодцы!
— Ну молодцы, блин, — сказали наши правоприменители, — а как же мы теперь будем этих коммерсов под арест-то сажать?
То, что произошло дальше, описано в пояснительной записке к законопроекту:
«Между тем в судебно-следственной практике в последнее время наметилась тревожная тенденция, проявляющаяся в том, что положения названной статьи применяются формально в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью. В этом случае дополнительная квалификация деяний лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по данной статье позволяет обходить запрет, предусмотренный частью первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и применять меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. При этом срок возможного наказания в виде лишения свободы повышается до двадцати лет.»
В общем, началось массовое притягивание за уши к предпринимательским преступлениям этой самой статьи 210 УК, после чего все стало только хуже. Стандартная ситуация.
Теперь правотворцы хотят сделать как лучше (опять). Посмотрим, что же планируется…
А планируется добавление к статье примечания:
«Учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по настоящей статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.»
Раньше при вменении 210-й статьи следствие исходило из того, что и не организация это перед ними вовсе, а преступное сообщество. И структура эта — она не организации, а сообщества: не начальник и подчиненные, а главарь и исполнители. Теперь связывать эти вещи будет запрещено законодательно. Но есть маленький нюанс: они и так не связаны.
Если раньше следствие автоматом уравнивало структуру организации и структуру «сообщества», то теперь они начнут делать это не автоматически. Ну, то есть, не начальник-главарь и шестерки-подчиненные, а просто работали чуваки вместе, а потом и подумали: а не совершить ли нам преступление? Организовали сообщество, распределили роли, начальнику досталась роль главаря (ну, так получилось), а подчиненным — роли исполнителей.
Что же касается исключения, когда организация «заведомо создана» для совершения преступлений — так «заведомость» будут определять те же самые люди, которые только что притянули за уши статью 210 исключительно с целью «закрыть коммерса». Что-то мне кажется, что результат окажется немного предсказуем.
Сейчас ситуация с применением «стражи» у нас представляет собой какой-то кромешный пиздец: эта мера пресечения избирается почем зря и к кому угодно. (Даже для меня это выглядит дикостью: в период моей работы в следствии у меня под подпиской ходили люди и по 105-й и по 4-й части 111-й статей УК. И никто почему-то не сбежал).
Но вместо решения этой проблемы законодатель, как мы видим, начал припудривать труп и принимать новые законы в ситуации, когда не исполняются существующие. Делать так — плохо, по возможности избегайте этого…